Если говорить про оптово-распределительные центры, то хотелось бы отметить, что инфраструктура нужна разная — с учетом количества отраслей и подотраслей сельского хозяйства, в которых задействованы агропроизводители. Нужно, чтобы на месте производства была и возможность обработки, и хранения, и даже транспортировки.

Та концепция ОРЦ, которую мы реализуем, — это в первую очередь крупные ОРЦ, приближенные к крупным городам и рынкам сбыта. Тем не менее, есть сеть более малых форматов промышленно-логистических центров, которые должны были располагаться в регионах и районах и, собственно, заготавливать и поставлять продукцию в наши распределительные центры. У нас есть желание заходить и во «второй эшелон», но невозможно покрыть сразу всю страну и все этапы, поэтому мы начинаем с данных объектов.

Тенденции, которые мы наблюдаем на рынке сельского хозяйства и продовольствия, тоже диктуют нам свои условия. Если говорить про сельское хозяйство, то стоит отметить, что это одна из немногих отраслей, которая показывает хорошую положительную динамику, немалую роль в этом сыграла и господдержка, которая за последние 10 лет объективно выросла.

Но, несмотря на то, что можно больше произвести, зачастую выйти на новые рынки, даже в соседний регион, для сельхозпроизводителя трудно, не говоря уже о том, чтобы выйти на экспорт, это огромная проблема с точки зрения агрологистики, переработки, фасовки, маркетинга. Должной инфраструктуры не хватает. С другой стороны цепочки мы видим ритейлеров у которых заметна тенденция к серьезному снижению средних чеков, так как покупательская способность населения снижается. Однако, несмотря на это, есть серьезный запрос от клиентов на фрэш-продукцию, и это то, за чем сейчас клиент все равно идет в магазины, и что влияет на поток клиентов. Несмотря на то, что эта позиция для ритейла зачастую не самая прибыльная, она привлекательна.

Соответственно, цель, которая сейчас стоит перед ритейлерами, — держать цены от роста, при этом повышая качество фрэша, хоть это и звучит парадоксально. Единственное в этой ситуации решение — сокращать издержки с точки зрения логистики от поля до прилавка.

Другой тренд, который видим: все больше игроков рынка приходит к тому, что логистикой не всегда стоит заниматься самостоятельно, что имеет смысл отдавать эту функцию на аутсорсинг. Но аутсорсить складскую логистику для малых клиентов практически невозможно, только крупные могут позволить себе таких партнеров. Тем не менее, тенденция на аутсорсинг есть, и что нас приближает здесь к парковым проектам, — это то, что парк объединяет резидентов, предоставляя им правильную землю, инфраструктуру и вход для создания собственного объекта, мы же предоставляем под ключ уже инфраструктуру самого ОРЦ, готовые площади, предоставляем возможность сбыта, хранения, доработки сельхозпродукции.

 

Цель, которой мы изначально задались, — это создать объекты вблизи крупных городов, чтобы объединить и хранение (морозильные, холодильные склады, специализированные овоще- и фруктохранилища), и большой спектр всевозможных услуг по доработке, фасовке — всего, что необходимо для доведения сельхозпродукции от сырья до товарного состояния.

Наша бизнес-модель состоит из трех китов:

1. Физическая инфраструктура (как складская, так и сбытовая).

2. Сервисные услуги (и логистические доставки, и хранение).

3. Услуги превращения товара (доработка, фасовка — в зависимости от того, какие условия диктует ритейлер и конечный покупатель).

На физическую инфраструктуру, которую мы создаем, дальше будем «накручивать» сервисы, затем планируем подумать над созданием IT-платформы. Следующим шагом станет создание небольших производств более глубокой переработки фруктов и овощей.

У нас есть цель — создавать подобные объекты по всей стране, это, безусловно, непросто, потому что много регионов со своей спецификой, в связи с этим мы реализуем проекты как самостоятельно, так и разрабатываем истории с франшизой, так как покрыть всю Россию самим довольно сложно.

В Новосибирске мы начали строительство в марте, текущий статус — это пять зданий, около 100 тыс. кв. м площадей (морозильники, холодильники, сбытовые павильоны, офисная инфраструктура). Это небольшой продовольственный город, который должен давать всем игрокам отрасли возможность сбыть продукцию, доработать, расфасовать, при необходимости сохранить. Локация удачна для поставщиков тем, что буквально через дорогу есть распредцентры торговых сетей. Получается очень правильная синергия. Верим, что этот проект у нас станет знаковым, получится создать первый «правильный» оптово-распределительный центр, и в дальнейшем тиражировать этот опыт на остальные регионы.